Персональный сайт
Казаковой Ольги Петровны,
учителя русского языка и литературы школы №31 города Якутска
xОбратная связь
 
xГостевая книга
 
 
 
 
x  Авторизация на сайте
  Имя:
  Пароль:
->

Художественно-выразительные средства

Материалы к уроку
Терминологический диктант.
По лексическому значению определите понятия.
  • Употребление слова или выражения на основании сходства, аналогии и т.д.
  • Употребление слов в обратном смысле с целью тонкой и скрытой насмешки.
  • Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.
  • Слова, одинаковые по звучанию или написанию, но различные по значению.
  • Резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
  • Образное выражение, преуменьшаемое размеры, силу.
  • Повторение одних и тех же элементов в начале каждого ряда.
  • Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения.
  • Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.
  • Повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков.
  • А.С.Пушкин даёт меткие характеристики некоторым русским писателям.
    Вставить эпитеты в текст.
    Сатиры.....властелин,
    Блистал Фонвизин, друг свободы
    -----------------------------------------
    .Так ты Языков.....,
    В порывах сердца своего,
    Поёшь бог ведает кого.
    Согретый вдохновенья богом,
    Другой поэт.....слогом
    Живописал нам первый снег
    И все оттенки зимних нег.

    Спишите, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Определите, чем отличаются эти тексты. Каковы характерные черты каждого из них.
    Назвать изобразительно – выразительные средства.
    Ему гр...циозная стройность и нега дана
    И шкуру его укр...шает волшебный узор
    С которым р...вняться осмелит(?)ся только луна
    Др...бясь и качаясь на влаги широких озёр.
    Вдали он подобен цветным парусам к...рабля
    И бег его плавен как радос(?)ный птичий полёт.
    Я знаю что много чудесного вид(?)т земля
    Когда на закате он прячет(?)ся в мраморный грот.
     
    Жирафы, семейство жвачных млекопитающих, отряда парнокопытных, 2 рода: собственно жирафы и окапи. Обыкновенная жирафа – крупное животное. Туловище короткое, на высоких ногах; высота в холке до 3,7 м.; шея длинная, голова небольшая с маленькими рожками. Основная окраска тела светлая, жёлтая с тёмно-коричневыми пятнами различной формы. Встречаются в Африке. Обитают в открытых степях (саванны). Живут небольшими стадами. Жирафы сильно истреблены. Сохранились в основном в национальном парке. (БЭС, т. 9,с.651)

    Указать в тексте слова, на которых построена антитеза.

  • Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А. Пушкин)
  • Я опущусь на дно морское, я полечу за облака. (М. Лермонтов)
  • Час разлуки, час свиданья им не радость, не печаль. (А. Пушкин)
  • Не верь началу, верь концу.
  • Готовь сани летом, а телегу зимой.
  • Ученье – свет, а неученье – тьма.
  • На каждую загадку есть разгадка.
  • За маленьким погнался – большого потерял.
  • Твой взор насмешлив и ужасен, ты безобразен, он прекрасен. (А.Пушкин)
  • Мыло серо, да моет бело.
  • И то бывает, что овца волка съедает.
  • © Казакова О.П., www.kazakova-op.ru, 2009 - 2017 г.
    Разрешается некоммерческое использование материалов при условии упоминания источника.