Персональный сайт
Казаковой Ольги Петровны,
учителя русского языка и литературы школы №31 города Якутска
xОбратная связь
 
xГостевая книга
 
 
 
 
x  Авторизация на сайте
  Имя:
  Пароль:
->

Создание мультфильма – творческий итог прочитанного.

Как создать ситуацию осознанного чтения.


 
Технология смыслового чтения повышает интерес учащихся к чтению, позволяет вдумчиво читать текст, формируя навыки самообразования.
По определению методистов, рефлексия – это «форма психической деятельности, которая проявляется в постоянном анализе своих мыслей, действий, переживаний».
Рефлексивное чтение проходит три стадии.

 
1. Мотивация к чтению. Здесь необходимо заинтересовать ученика произведением

 
2. Восприятие информации – «смысловая стадия»

 
3. Стадия рефлексии. Творческий итог прочитанного. Рождаются новые способы для работы над книгой.

 
Какие приемы можно использовать на этом этапе? Можно предложить детям читательскую игру с целью проверки содержания книги. Больше эффекта будет, когда дети сами создадут такую игру. Это может быть составление викторины, кроссворда (на помощь приходит «Фабрика кроссвордов»). Этот сайт позволяет http://puzzlecup.com/crossword-ru/?edit=0897E995066E41AU&pin=A7FDB9C0 сгенерировать любой кроссворд. Важно то, что дети, прочитав книгу, подбирают слова и самостоятельно дают определение им. Можно устроить состязание, у кого получится самый содержательный, отвечающий теме, идее произведения, кроссворд.

 
Как способ мотивации к чтению предлагаю задание составить ребус с ключевыми словами произведения. На помощь также приходит цифровые технологии. Это и создание диафильмов, пазлов, читательских коллажей, виртуальных экскурсий, т.е. создание собственной продукции.
Практика показала, что ученики активно включаются в создании синквейна (примеры на моем сайте. Страничка «Работы учащихся»).
Мною был разработан веб-квест для 6 класса. Иван Сергеевич Тургенев. Образы крестьянских мальчиков. (пример на моем сайте. Стр. Веб-квест).
Создание мультфильма – один из эффективных приемов рефлексивного чтения, который требует от учащихся детального прочтения текста. Другими словами попробовать «сделать мир книги осязаемым», показать произведение в ином формате. На помощь приходит цифровая технология. В моей работе очень помогла книга Юрия Красного «Мультфильм руками детей», которая рассказывает о методике анимационной педагогики, о концепции творческого развития детей средствами анимационного кино.
Процесс создания мультфильма кропотливый, требует усердия и терпения, а самое главное – мотивацию к чтению, продолжение знакомства с книгой.
Здесь стоит задача, как бы не вспугнуть первое впечатление.

 
На первом этапе внимательно читаем произведение, обращаем внимание на все детали. Стараемся точно формулировать свои мысли, чувства. Даю возможность высказаться всем. Какие чувства вызвала книга, какой момент показался интересным. Почему понравился главный герой. Дети приводят примеры из текста, чтобы подкрепить свое мнение. Уровень обсуждения – сюжетный.

 
Дети выбирают эпизод, который хотят воссоздать в мультфильме, пишут сценарий. Сценарий лучше писать вдвоем (работа в парах на уроке). Начинается обсуждение каждого кадра, фона, на котором будет происходить действие.

 
Затем берут лист бумаги и рисуют , как представляется герой, фон, на котором происходит действие, подбирают цвета. Делают раскадровку. На следующем этапе начинается лепка деталей из пластилина. Изготавливают макеты действующих лиц. Пластилиновый персонаж удобен тем, что он может собираться и разбираться
И начинается следующий этап. Для этого понадобятся штатив, фотоаппарат.

 
Заканчивается этап съемки, начинается сборка мультфильма на компьютере. Объединяем все кадры в компьютере, чтобы получился фильм. Для удобства каждую сцену складываем по отдельным папкам.

 
Открываем папку с первой сцены и перемещаем в программу ай муве.
Получается 1 секунда – 12 фотографий. Озвучивали фильм отдельно. Голоса записали на телефон, затем перенесли на файлы. Чтобы перенести звук нам нужно выделить файл со звуком и перенести на нужные сцены. Далее даем название фильму и сохраняем.

 
Таким образом, можно сделать мультфильмы к произведениям, показать их в другом формате.
Слова Ж.Ж. Руссо, на мой взгляд, точно выражают метод создания мультфильма по следам прочитанного произведения. . «Если вы мне расскажите, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, то тоже забуду, а если вы меня вовлечете в дело, я буду это знать и запомню»


1.Красный, Юрий Ешуанович. Мультфильм руками детей : Кн. для учителя / Ю. Е. Красный, Л. И. Курдюкова. — М.: Просвещение, 1990. 
2. http://pedsovet.su/metodika/6379_metodika_refleksivnogo_chtenia «Технология рефлексивного чтения»
© Казакова О.П., www.kazakova-op.ru, 2009 - 2024 г.
Разрешается некоммерческое использование материалов при условии упоминания источника.