Персональный сайт
Казаковой Ольги Петровны,
учителя русского языка и литературы школы №31 города Якутска
xОбратная связь
 
xГостевая книга
 
 
 
 
x  Авторизация на сайте
  Имя:
  Пароль:
->

Проект "Мультипликация – рассказанная на особом языке любимая книга".

 

 
ПРОЕКТ

Мультипликация – рассказанная на особом языке любимая книга.
Ученицы 7а класса Мордосова Вари и Алексеева Айта.

 
Цель – Показать произведение в другом формате, т.е. создать мультфильм по мотивам художественного произведения.     
Задачи проекта.
1. Прочитать произведение.
2. Выбрать ключевые эпизоды произведения, написать сценарий.
3. Найти материалы, изучить процесс создания мультфильма и создать свой.
4. Написать инструкцию создания мультфильма.
 Гипотеза проекта:  

 
Работа над созданием мультфильма – это творческое искание, и мы думаем, что каждый может показать произведение в другом формате, т.е. создать мультфильм по мотивам художественного произведения.      

 
Бывают произведения, которые прочитаешь и сразу забудешь, а бывают такие, с которыми не хочется расставаться. Эти книги надолго занимают свое место в книжном шкафу, в наших мыслях и в сердце. Приходится вновь и вновь возвращаться к тексту. Вот тут и приходят идеи создать произведение в другом формате.
Это могут быть иллюстрации, ребусы, кроссворды, викторины, литературные игры по следам прочитанных книг, презентации.
Обычно мы с удовольствием создаем иллюстрации к произведениям. Так пришла идея «оживить», пусть не всю книгу, а отдельные эпизоды.
Создание мультипликации– еще один способ представить книгу в другом формате, когда можно объединить работу с текстом произведения с личным читательским впечатлением о книге с помощью анимации.
Подготовительный этап. Возникновение идеи. На данном этапе мы узнали о тайнах мультипликации, выяснили, как можно оживлять мультипликационных героев. Узнали, какие профессии занимаются мультипликацией - это сценарист, режиссер, актеры, которые озвучивают мультфильм. Мы узнали, что такое Stop-motion.
Stop-motion - это видео материал, полученный из снятых на фото последовательно.
Образец stop-motion - кукольные и пластилиновые мультфильмы. Теперь этот метод очень популярен для создания рекламных роликов.
Первый мультфильм в этой технике был снят в 1896 году во Франции.
А в нашей стране первый мультипликационный фильм появился в 1910 году. Его автором был Владислав Александрович Старевич.
В 1935 году была основана киностудия «Союзмультфильм». Золотым веком советской мультипликации принято считать 60-70 годы, когда были сняты такие мультфильмы, как «Маугли», «Приключение Тома Сойра», «снежная королева» и другие. В ходе изучения истории мультипликации, мы сделали вывод о том, что созданы и продолжают создаваться мультфильмы по художественным произведениям известных авторов. Например, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен, «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда, «Алиса в стране чудес» Льюса Кэролла, «в стране невыученных уроков Лии Гераскиной, «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова, Волшебные сказки Александра Сергеевича Пушкина, «Карлик Нос», «Мук-скороход» Вильгельма Гауфа, «Приключения барона Мюнгхаузена» Эриха Распэ, «Серая шейка» Дмитрия Мамина – Сибиряка, «Аленький цветочек» Сергея Аксакова и другие. Все эти замечательные мультфильмы сняты по художественным произведениям и показывают книги в другом формате, приглашая читателей как бы к продолжению встречи с книгой.

 
Изучив историю мультипликации, мы решили узнать, сколько видов существует анимации. Оказалось, что несколько видов.
1. Графическая анимация (рисованная) – объекты рисуются вручную, а в наше время и на компьютере.
2. Объемная анимация – создаются благодаря персонажам-куклам, пластилиновым, песочным героям
3. Компьютерная анимация – вид анимации, в котором объекты создаются с помощью компьютера.
Книга «Маленький принц известна многим. С этой сказкой Антуана де Сент - Экзюпери мы познакомились на уроке литературы. Произведение очень понравилось, не хотелось расставаться ни с автором, ни с героями сказки. Мы прочитали ее с большим интересом. Захотелось снова встретиться с героями, услышать их разговор. Пришла идея попробовать создать мультфильм по мотивам этого произведения.
Книга состоит из 27 частей, рассказывает о приключениях принца, который покинул свою планету из-за любимого цветка – прекрасной Розы.
На земле Маленький принц учится дружбе, заботе о других. На своей планете Маленький принц не понимал, что любить прекрасную Розу нужно за радость, которую она ему дарила. Когда мальчик увидел в саду пять тысяч роз, он испытывает настоящее горе, так как думал, что его Роза – единственная во всей вселенной. А здесь, в саду, 5 тысяч точно таких же цветов.
Но тут происходит его встреча с Лисом. Лис объясняет Маленькому принцу, что видеть нужно сердцем, а не глазами. Он рассказывает мальчику о любви и дружбе, о том, что необходимо быть кому-то нужным.
Лис просит Маленького принца приручить его, объясняя, что только так можно найти друга и не быть одиноким: «…если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью!» 
Маленький принц подружился (приручил) с Лисом. Сказка показалась нам очень светлой, трогательной и грустной
Эпизод, который нам больше всего понравился – встреча Маленького принца с добрым и мудрым Лисом.
Этапы работы над мультфильмом.

 
Мультфильм мы назвали «Маленький принц, Лис и Роза».

 
1 этап
Разработка сценария.
Составление сценария мультфильма. Сценарий разбили на эпизоды, которые, на наш взгляд, были ключевыми.
1. Обсуждение эпизодов. Еще раз перечитав сказку, мы обговорили место, где происходит та или иная сцена, создали фон, действие в каждом кадре, диалоги и фоновую музыку.
Решили, что наш мультфильм начинается с появления неизвестного росточка на планете Маленького принца, который потом превратился в прекрасную Розу. Принц всем сердцем полюбил прекрасный цветок. Он ухаживает за ней, поливает, оберегает от ветра.
Диалог Маленького принца с Розой.
Следующий эпизод. Обидевшись на слова цветка, Маленький принц покидает свою планету с перелетными птицами.
Третий эпизод – Маленький принц, очутившись на земле, встречает в саду пять тысяч роз, похожих на его Розу. Диалог с розами.
Четвертый эпизод – слезы принца, монолог
Пятый эпизод – встреча с Лисом. Диалог с Лисом.
Шестой эпизод – просьба Лиса его приручить. Диалог с Лисом.
Седьмой эпизод – Прощание с Лисом. Диалог.
Восьмой эпизод – Принц в саду, где растут пять тысяч роз. Монолог Маленького принца.
Девятый эпизод – Диалог с Лисом. Прощание. Звучит музыка.
Десятый эпизод – эпилог. Звон колокольчиков (это говорят звезды). Голос принца.
Титры. Музыка.
На данном этапе перечитывали все эпизоды, составлялись монологи, диалоги подбирались слова для автора.
Следующий этап называется раскадровкой. Мы взяли лист А-4, расчертили его на квадраты и нарисовали каждый кадр, который должны были снять. Изобразили героев, фон, на котором происходит действие, подобрали цвета. Это очень важный этап, так как по этим рисункам мы должны были воссоздать персонажей и снять наш мультфильм. Приходилась вновь и вновь перечитывать произведение, обращая внимание на каждую деталь.
Таким же образом был снят мультфильм по стихотворению Александра Блока о весне «Ворона». Это стихотворение очень понравилось, оно было написано в 1912 году и вышла в сборнике для детей. Мы его читали в классе ранней весной, и все, о чем говорилось в нем, оказалось созвучным с нашим настроением и всем тем, что происходило на улице.
В стихотворении описывается поведение вороны, радостно встречающую весну. Чувствуется особое, трогательное отношение автора к птицам и всему животному миру.
Стихотворение также разбили на эпизоды. Необходимо было показать характер птицы, описать ее переживания. Вороне очень радостно весной.
Она обращает внимание на всякие мелочи: на стружку, желтеющую под серой лавкой, на что-то белеющее под нежною травкой. Снег сошел, и теперь любопытной вороне очень хорошо видны все ее игрушки Ей даже дышаться весной стало привольнее.
Также на листе А-4 подробно нарисовали каждый эпизод.
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой,
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вот желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки.
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно
Материалом для создания нашего мультфильма послужил пластилин. Выбор свой мы остановили на нем, так как всегда нас всегда увлекала лепка из пластилина и это на наш взгляд самый простой и доступный материал для решения наших задач: пластилиновый персонаж удобен тем, что он может собираться и разбираться. Фигуры для удобства мы сделали плоскими (перекладка).
Таким же образом был снят мультфильм по стихотворению Александра Сергеевича Пушкина «Туча».
Мультфильм «Бабочка». Нам очень понравилось стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Бабочка». Когда читали, на улице была зима, и мы вспомнили лето. Первые впечатления о лете – это бабочка, она порхает от цветка к цветку, воздушная, легкая. Бабочка как будто символизирует наше короткое якутское лето
А.А. Фет обращает внимание на каждую мелочь и восхищается такими простыми вещами, как шепот листьев, теплый дождь и зеленая трава.
Стихотворение написано в форме диалога.
Мы представили, что поэт смотрит на бабочку, восхищается природой - художницей. Какие крылышки! Удивительные крапинки. Как все гармонично! Задает бабочке вопрос, а она ему и отвечает.
Мультфильм «Бабочка» мы решила нарисовать, для аппликации понадобилась цветная бумага, использовали метод перекладывания.

Мультфильмы мы создавали методом покадровой съёмки, пошагово вручную передвигали неподвижные объекты. Для этого понадобились штатив, фотоаппарат, скотч. Закрепляется лист скотчем и устанавливаются персонажи в устойчивой позиции. Для создания движения мы наводим объектив на персонаж и нажимаем кнопку. Чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат,  не удаляя и не приближая изображение.
Чтобы создать мультфильм, надо сделать много фотографий. Чем больше снимков – тем плавнее будут движения. Причем детали необходимо перемещать постепенно на 1-2 миллиметра. Каждое движение делается с подготовкой и плавно (пластилин удобнее и проще для этого, чем бумага). Чтобы персонаж был живой, то он должен кивать, моргать и т.д. Каждый раз, когда продумывается движение, обязательно должны представить это, даже попробовать сначала самим.
Заканчивается этап съемки, начинается сборка мультфильма на компьютере. Объединяем все кадры, чтобы получился фильм. Для удобства каждую сцену складываем по отдельным папкам. Открываем папку с первой сцены и перемещаем в программу iMovie, перетаскиваем на дорожку все сделанные фотографии и т.д. Настраивается длительность каждого кадра.
Озвучивали фильм отдельно. Голоса записали на телефон (так оказалось удобнее), затем перенесли на компьютер. Чтобы озвучить кадры нам нужно выделить файл со звуком и перенести на нужные сцены. Очень часто может быть так, что снимки не соответствуют длительности озвучки, тогда приходится изменять длительность, удалять или прибавлять кадры.
Далее даем название фильму и сохраняем в файле.

Таким образом, можно сделать мультфильмы к любимым произведениям, показав их в другом формате.
Хочешь рассказать о своей любимой книге, не знаешь, как это сделать? К вам на помощь придет мультипликация.

 
Приложение.
Мы написали инструкцию создания мультфильма.
1. Разработка сценария.
2. Создание элементов сцены и персонажей.
Ведется подбор материалов, согласно их характеристикам для реализации сценария - пластилин, бумага;
3 этап. Фотографирование.
Сцена должна быть освещена ровным светом (лучше всего подойдет дневной свет)
Необходимо использовать штатив, чтобы фотоаппарат был неподвижен.
Кадры, полученные в результате фотографирования, потом могут корректироваться на компьютере в режиме редактирования.
Когда все сцены сфотографированы и отредактированы , приступаем к работе с компьютером.
4 этап. Вынимаем из фотоаппарата карту памяти и начинаем работать в программе iMovie – монтаж фильма. Процесс очень долгий, так как необходимо правильно установить каждый кадр.
5 этап. Озвучивание.
Озвучиваем на телефон, затем накладываем на видеоряд.
Добавляем титры.
При необходимости материалы и звук обрабатываются с помощью программного обеспечения.
Таким образом, чтобы получить результат - мультфильм, необходимо планировать и контролировать  работу на всех этапа

https://sites.google.com/a/i-dist.ru/russkaa-rec/a-blok-vorona - ссылка на наши мультфильмы.

«Маленький принц, Лис и Роза» - по сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц»
«Ворона» - по стихотворению А. А. Блока «Ворона»
«Туча» - по стихотворению А.А. Фета «Бабочка»
«Бабочка» - по стихотворению А.А. Фета «Бабочка.

Источники.

Антуан де сент Экзюпери. Сказка «Маленький принц».
А.А. Блок стихотворение «Ворона»
А.С. Пушкин «Туча»
А.А. Фет «Бабочка»
Википедия. История мультипликации https://ru.wikipedia.org/wiki
https://docs.google.com/document/d/1rp_V3MKU_av5twwsXIc_ymaP9zLIjGx5gpC7fK5Rvu0/pub
 http://goo.gl/NWGdJE  Stop motion в России
© Казакова О.П., www.kazakova-op.ru, 2009 - 2018 г.
Разрешается некоммерческое использование материалов при условии упоминания источника.