Персональный сайт
Казаковой Ольги Петровны,
учителя русского языка и литературы школы №31 города Якутска
xОбратная связь
 
xГостевая книга
 
 
 
 
x  Авторизация на сайте
  Имя:
  Пароль:
->

Чойнова Инна Владимировна - самобытный писатель Якутии

ПРОЕКТ

Ученица 7а класса Осипова Алена.

 
Тема: Чойнова Инна Владимировна – самобытный писатель Якутии
Содержание
I. Введение
II. Основная часть
Глава 1. Биография И.В. Чойновой
Глава 2. Практическое исследование
III. Заключение
Список использованных источников

 
Введение


Актуальность: Я считаю, что сейчас особую значимость приобретает творчество писателей – земляков.
Цель работы: исследовать творческую биографию Чойновой И.В., определить значение ее творчества на современном этапе.
Объект исследования: жизнь и творчество И.В. Чойновой.
Предмет исследования: личностные качества и жизненные позиции И.В.Чайновой, особенности ее прозы, актуальность наследия.
Задачи:
1) собрать и отразить основные моменты жизненного и творческого пути писателя;
2) определить основные темы творчества;
3) подготовить материал о жизни и творчестве И.В. Чойновой для использования в учебном процессе.
Методы исследования:
Теоретические – изучение биографических сведений,
анализ литературных источников,
Исследовательская работа имеет практическую значимость и будет использоваться в учебном процессе при изучении темы «Литература родного края» на уроках литературы, литературных праздниках.

 
Гипотеза:
Так как Чойнова Инна Владимировна - человек, творческий и талантливый, то ее можно по праву назвать самобытным писателем Якутии.

 
Глава 1. Биография Чойновой Инны Владимировны.


Имя Инны Владимировны широко известно в нашей республике как учителя математики. Она автор книги «Нестандартные математические задачи. Из опыта работы школьным учителем».
Но кроме этого Инна Владимировна – самобытный и талантливый писатель. В своей исследовательской работе я решила раскрыть ее творчество
Я считаю, что если хочешь понять произведения писателя, то необходимо изучить биографию. С этой целью я собрала сведения об этом писателе в Интернете.

Чойнова Инна родилась в середине пятидесятых в маленьком посёлке Кемпендяй, "из которого выходила только одна дорога длиной около 50 км к реке Вилюй, а вокруг простиралась бесконечная, необозримая тайга». По воспоминаниям писательницы, во дворе дома на пышных высоких соснах частенько появлялись белки и бурундуки; на крохотных огородиках, отвоёванных от леса, порой обнаруживались заячьи следы. Зимой, бывало, в посёлок заглядывали волки. А однажды, на соседней горе, с которой хорошо был виден сользавод, ребята, ходившие за брусникой, нашли медвежью лёжку.
Так маленькая девочка росла в тесной связи с природой, училась понимать и чувствовать ее.
Родители работали учителями в начальной школе. Читать маленькая Инна научилась очень рано. С тех пор чтение – любимое занятие. Самые светлые воспоминания Инна Владимировна хранит о своей первой школе. Здание стояло на высокой горе над сользаводом. Ученики часто ходили в походы, наблюдали за явлениями природы, поведением зверей. Писатель пишет в своей автобиографии.
«Школа отапливалась дровами, на субботниках по заготовке дров ученики тоже принимали самое активное участие. Сложно поверить в это, глядя на сегодняшних ровесников тех детей.
А самое приятное воспоминание о первой школе – это атмосфера всеобщей дружбы. Никакого антагонизма ни по национальным, ни по каким другим признакам не было. Все были, как одна семья. Были якутские классы и классы, в которых учились все национальности: русские, якуты, украинцы, татары, буряты, чуваши…  Просто эти классы назывались русскими, вот и всё. Дети из всех классов вместе водили хороводы, вместе играли, а во внешкольное время все мы были просто кемпендяйской детворой без всякого разделения по каким бы то ни было условиям».
Окончив начальную школу, поступила в среднюю школу в райцентре. Математика стала любимым предметом в школе, учителя отмечали способность к решению задач. Еще в школе твердо решила стать учителем математики. Закончив математический факультет ЯГУ, вернулась в родную школу. Писательница считает, что профессионально достигла всех высот, правительственные и общественные награды, почетные звания, победы в профессиональных конкурсах.
Писать рассказы Чойнова начала еще в детстве, в кемпендяйской школе.
Потом рискнула выложить свои произведения на сайт «ПРОЗА.РУ». Часть рассказов из опубликованного выиграла литературные конкурсы.
В феврале 2016 года приняли в Российский Союз писателей.
Победа в 62-м Конкурсе для новых авторов Международного Фонда ВСМ.

Номинация на национальную литературную премию «Писатель года» за 2015 год (финал);
С февраля 2016 - член российского союза писателей;
3 место в лит.конкурсе "Так что было раньше – яйцо, курица или петух" (2016год)
Номинация на национальную литературную премию «Писатель года» за 2016 и 2017 г.
Финалист конкурса "Наследие" за 2017 год.

Творчество Чойновой Инны Владимировны.

Большинство произведений Чойновой Инны Владимировна написаны в жанре рассказа.
Рассказ — эпический жанр; малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека.
В 2016 году вышла книга, она так и называется «Рассказы». Многие истории, вошедшие в сборник, основаны на реальных событиях. Это истории, рассказанные замечательным художественным слогом, непридуманные, взятые из жизни самого автора.
Почти все рассказы объединены одной темой: Кемпендяй, детство, отношение к природе, любовь к родному краю.

 
«Один день в тайге». Действие происходит в середине 60-х годов в поселке Кемпендяй. Писательница называет этот маленький таёжный посёлок  « самым настоящим детским раем».
Этот рассказ убеждает нас, что именно детские впечатления, способность увидеть и тонко чувствовать природу дало возможность писателю так точно и реалистично изобразить события.

 
В основу рассказа, мне кажется, легли детские впечатления автора. Так что ей ничего не приходится выдумывать. Дети Кемпендяя «жили свободной от надзора взрослых, романтичной, истинно детской жизнью, настолько близкой к природе и лесу, что в наши зашоренные,  опасные  и подозрительные времена кажется невозможным».  
Сюжет, на первый взгляд прост. Стоят самые счастливые и светлые дни лета. Дети пошли в тайгу за ягодами, день выдался солнечным, жарким. «Стремительное якутское лето переваливало через свою середину, комаров становилось заметно меньше». Они весело проводили время, собирали голубику, купались, играли, «наслаждались жизнью». Но вдруг «преграждая детям обратный путь к посёлку, всего в двадцати шагах на дороге стоял самый натуральный волк.
Оглядев жёлтыми пронзительными глазами застывшую компанию, волк не спеша повернулся и в два прыжка исчез в лесу.».
Все, испугавшись, бросились в обратную сторону, бежали долго и остановились только тогда, когда окончательно успокоились и убедились, что никто их не преследует. Что делать? Назад идти – страшно. Искать другую дорогу домой – можно заблудиться в тайге. Так путешественники оказались в странном месте. Тайга была совсем другая, непохожая на прежнюю – «изломанная», какая-то «больная». Вдобавок ко всему начался ливень, и детям пришлось укрыться в единственном в этом месте строении. Нонка неожиданно теряет сознание, и ей открывается видение… .
«Это мертвецы, – с ужасом поняла Нонка, - мы пришли в какое-то страшное место.
Женщины проходили перед ней нескончаемым строем. Они что-то пели, Нонка не могла разобрать слов, ей было жутко. В песню вплетался злой собачий лай, какие-то крики, мужские голоса...».
Когда Нонка приходит в себя, она понимает, что это «нехорошее место.» Девочка торопится увести детей.
Вечером Нонка рассказала родителям о походе и о странном месте. Отец решается поведать ей, что во время войны на том месте был лагерь для осужденных женщин, они заготовляли лес и сплавляли его по реке. «А ямы, которые вы видели, действительно могилы, заранее приготовленные для этих женщин». В тот же вечер Нонка узнает трагедию своей семьи, ее дед, мамин отец, погиб в таком же лагере в Красноярском крае. Его осудили по доносу человека, а позже оказалось, что он ни в чём не виноват.
Не в силах забыть пережитое за день, Нонка задает себе совсем недетские вопросы. «Почему люди могут сделать несчастным даже такое место, как Кемпендяй. Почему они губят друг друга, если даже волк может спокойно посмотреть на человеческих детей и не тронуть их? Что заставляет  людей мучить и убивать  таких же, как они сами?»
Так приходит понимание, что в мире не все так безоблачно, ясно, что есть и другая, темная, сторона жизни.
Главный герой этого рассказа – Нонка. Характер девочки раскрывается во взаимоотношении с другими персонажами, в отношении к окружающему миру.
Для своих двенадцати лет она уже многое знала и умела.
В поселковой библиотеке не осталось ни одной книги, которую бы не прочитала девочка. Она пользуется большим авторитетом среди ребят. Как истинная дитя природы обладает способностью наделять душой и магической силой окружающую природу.
Рассказывала о местах, где обитает лешак, в каком омуте спит водник. И сама верила всему тому, о чем рассказывала. Недаром писатель называет ее маленькой фантазеркой. «Маленькая фантазёрка разговаривала с лесом, умела пройти босиком по муравьиной тропинке, не раздавив ни одного  крошечного трудягу, и как-то раз дети  видели, как лесная птица доверчиво слетела к ней, чтобы поклевать с ладони крошки хлеба». Часто ребятня Кемпендяя ходили с ней в походы и приносили из тайги «ягоды и рыжики с маслятами в бидончиках и в  платках, увязанных в узелки».
А еще Нонка безошибочно ориентируется в лесу и всегда находит дорогу домой.
На страницах рассказа мы видим, как мальчишки и девчонки хорошо знают законы леса, все ритуалы поведения человека в якутской тайге. «Поднявшись по узкой тропе на гору, дети нашли на широкой поляне старое дерево с разбитой когда-то молнией верхушкой, на которое под руководством своей самозваной жрицы навязали нехитрые дары: обрывки ленточек, захваченные специально из дома, тут же сорванные цветы. Вовка приткнул между корнями какую-то железяку, найденную в кармане. Этот ритуал они всегда повторяли на новых  местах».
Когда случайно Артемка оторвал у ящерицы хвост, Нонка замечает, что мальчик зря обидел ящерицу, духи леса могут отомстить. Ведь природа может быть чуткой ко всем действиям человека. Как к ней относятся, так она и откликается.
В рассказе ясно видно, как ребята бережно относятся к природе, с особой любовью к деревьям, облакам, речке, ко всем обитателям тайги.
Такая близость с природой свидетельствует о том, что они растут в гармонии с ней, чувствуется нераздельность детей с природой.
«Когда уходили, Артёмка, неожиданно что-то вспомнив, быстро вернулся и выпустил из спичечного коробка жука».
Ребятам кажется, что вслед им смотрят чьи-то глаза. Это дух леса, он оберегал их в лесу от всех опасностей, а теперь провожает.

 
Писатель – человек, знающий и чувствующий природу, она с удовольствием описывает родные места в своих рассказах, поэтому, читая рассказ «Один день в тайге», представляешь всю красоту того края, где происходит действие.

Рассказ «Полуволк» в 2015 году получил первое место в 62-ом конкурсе для новых авторов Международного Фонда ВСМ.
Это произведение еще раз доказывает, что отношение к животным является одним из критериев нравственности. Рассказ о самых верных и преданных друзьях человека, об ответственности человека, о доброте и сострадании, о любви к животным.
Писатель вспоминает о Мергене (так назвали щенка) с любовью, теплотой, мягким юмором и состраданием. 
На страницах трогательно рассказывается об отношении хозяйки к своему питомцу. Только человек, который любит животных, так может написать о них
«А я долго утешала плачущего , прижимавшегося к моим ногам питомца». «… вдвоем с ним мы разведали немало грибных и ягодных мест».
И.В. Чойнова с большим мастерством передает душевное состояние собаки, ее переживания. У полуволка Мергена свой характер – то дружелюбный, ласковый, благородный, то угрюмый, сердитый. Мерген громко плачет, радуется, злится, высказывает свое нетерпение и идет наперекор тому, что ему не нравится. «После этого Мерген что-то по-своему понял про жизнь. Псинка оказалась очень злопамятным. Всего через месяц он уже показал соседскому обидчику, кто в округе самый злой и зубастый».
Вторая тема этого рассказа - тема одиночества. Этот рассказ о том, как трудно человеку, которого не понимает и не принимает окружающий мир за непохожесть на других. Может быть эти чувства испытала когда - то и сама автор, ведь недаром в автобиографии она пишет. «Первые три года в этой школе мне дались с трудом: по уши хлебнула всего того, что испытывают новенькие в большинстве школ, включая неприязнь тех учителей, кого раздражала моя нестандартность ».
Рассказ заканчивается на полуслове. «Как всё-таки страшно и больно быть другим, отличающимся от всех; тянуться к обществу, которое тебя не принимает и не понимает, и с готовностью уничтожит тебя при первой же возможности. И важно ли, кто ты: полуволк или ...?» Или кто? …
«Страшное кино». Этот рассказ переносит нас в Кемпендяй. Середина шестидесятых.
Что такое поселковый клуб?  Это  - отражение всей жизни сельчан, так как вся культурная жизнь в поселке не проходит без него. «Половина населения к праздникам ставила спектакли и концерты, другая половина с удовольствием на них ходила». 
Но самое замечательное было, конечно, кино. Его привозили и показывали каждый вечер, а на следующий день шел сеанс для детей.
Рассказ «Страшное кино» повествует о том, как «заграничное кино «Седьмое путешествие Синдбада» произвело на взрослое население большое впечатление. Ещё бы, это был первый фильм ужасов в истории посёлка!»
На следующий день должны были показывать детский сеанс. Все детское население поселка с нетерпением ждало этого момента. Но киномеханик Анна (она, видимо, отвечала за все, что происходит в клубе) решила – детворе нельзя показывать такие ужасы. Единственная школа в поселке взбунтовалась, «Ну и что, что страшная, всё равно же сказка!». Отправили делегацию, и Анна сдалась.
На страницах произведения подробно описывается, что происходило в зале. «Маленький клуб был полон. Пришли все. Мелкота сидела на полу у самого экрана. Самых маленьких старшие братья и сёстры посадили на колени… ».
Действительно, фильм был полон ужасов. «Как только мрачный колдун бросил с экрана взгляд в зрительный зал, малыши заревели в голос, прижавшись к старшим…
Но никто не покинул клуб, все мужественно досмотрели фильм.
Так с теплотой, мягким юмором писательница вспоминает свое детство – «время, когда самым страшным в жизни была наивная киносказка…».
Заключение.

Новизна исследования определяется тем, что в работе рассматривается творчество писателя, малоизвестного читателям.
Я считаю, что творчество писательницы актуально и будет интересно читателям, так как основными темами произведений являются тема природы, малой родины, детства. Эти рассказы помогут расширить знания о животном мире, о природе родного края, о взаимоотношении человека и живой природы.
Таким образом, Чойнова И. В. – самобытный писатель Якутии, которая пишет и продолжает писать «… о  прекрасных людях,  которых хочется помнить, о друзьях и удивительных, родных и бесконечно любимых местах».
Исследовательская работа, мне кажется, имеет практическую значимость и может быть использована в учебном процессе при изучении темы «Литература родного края» на уроках литературы, классных часах.

Список использованных источников

1.https://www.proza.ru/avtor/inna4oynova1
2.http://sakhalife.ru/uchitelnitsa-iz-suntara-nominirovana-na-natsionalnuyu-lite http://sakhalife.ru/uchitelnitsa-iz-suntara-nominirovana-na-natsionalnuyu-lite
© Казакова О.П., www.kazakova-op.ru, 2009 - 2018 г.
Разрешается некоммерческое использование материалов при условии упоминания источника.