Цель: формирование навыков анализа текста, понимания авторской позиции и связи исторических контекстов.
З
адание 1. Проверка понимания текста
1. Где и при каких обстоятельствах происходит действие рассказа?
Подсказка: Опишите время суток, погоду, локацию.
2. Какую историю Иван Великопольский рассказывает Василисе и Лукерье? Почему именно эту?
3. Какие эмоции испытывают женщины после рассказа Ивана? Как это влияет на его восприятие мира?
Задание 2. Анализ персонажей
1. Иван Великопольский:
- Какие внутренние противоречия характеризуют студента?
- Как меняется его мировоззрение к концу рассказа?
- *Цитата для анализа: «Он думал о том, что правда и красота... составляли главное в человеческой жизни» .
2. Василиса и Лукерья:
- Почему их реакция на библейскую историю так важна для понимания идеи рассказа?
- Цитата: «Василиса вдруг всхлипнула... слезы всё текли и текли» .
---
Задание 3. Символика и мотивы
1. Объясните символическое значение:
- Холода и костра (противопоставление тьмы и света).
- Библейского сюжета об отречении Петра (связь прошлого и настоящего).
2. Как тема вечности раскрывается через диалог Ивана с женщинами?
---
Задание 4. Связь с творчеством Чехова
1. Сравните рассказ «Студент» с другими произведениями Чехова (например, «Ионыч», «Человек в футляре»). Что общего в проблематике?
2. Как в рассказе проявляется чеховский принцип «краткости — сестра таланта»?
---
Задание 5. Творческое задание
Напишите эссе-рассуждение на тему: «Почему Иван Великопольский ощутил "невыразимо сладкое ожидание счастья" в конце рассказа?».
- Используйте цитаты из текста.
- Укажите, как автор передает идею связи поколений .
---
Рефлексия
1. Какие аспекты рассказа показались вам наиболее сложными для понимания?
2. Как, по вашему мнению, история об отречении Петра связана с современностью?