Персональный сайт
Казаковой Ольги Петровны,
учителя русского языка и литературы школы №31 города Якутска
xОбратная связь
 
xГостевая книга
 
 
 
 
x  Авторизация на сайте
  Имя:
  Пароль:
->

Работа над жанрами сочинения в национальной школе.

 
Следующий этап работы - знакомство с жанром рецензии. Для анализа предлагаются рецензии из книги Т.А.Кудиновой «Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку». Задания такие же, как при работе над отзывом, но необходимо добавить следующие вопросы:
1. Какие проблемы затронуты в тексте? (Здесь можно дать наводящее задание: над какими вопросами размышляет автор – это и будут проблемы)
2. Чётко сформулируйте авторскую позицию. ( Как вы поняли цель автора и его отношение к поднятой проблеме, как он подходит к её решению?)
3. Найдите элементы рецензии в данном тексте, речь какого стиля в ней использована?

Завершающим этапом работы над сочинением-рецензией является следующее задание: написать рецензию на статью В. Пикуля, взятую из книги Т.Кудиновой «Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку» (стр.160). Можно дать такое упражнение: найдите в журнале или в газете рецензию на книгу и укажите в ней все элементы данного жанра.

 
В помощь учащимся я предлагаю использовать специальные обороты речи, стандартные выражения (клише). Включение работы со стандартными выражениями способствуют формированию умения композиционно грамотно выстроить текст и соблюдать логику в изложении материала. Очень важно предложить детям самим подобрать синонимичные обороты, лексические средства описания текста и использовать их в своей речевой деятельности.
1. Определи тему. (О чём этот текст?)
- Наверное, каждый из нас время от времени сталкивается с… .
- Рассказ (отрывок из …, статья, очерк, эссе, произведение) писателя – это повествование (описание, рассуждение) о… . (. (Допиши свои варианты)
2. Сформулируй и прокомментируй проблему, поднятую в тексте. В комментарии говорится не о том, что делают герои (это пересказ), а что делает автор.
(Над какими вопросами размышляет автор.)
- В начале текста автор даёт обоснование актуальности проблемы, он утверждает (доказывает, освещает, подчёркивает), что… .
- Писатель останавливается на следующей проблеме (вопросе).
- Писатель приводит пример (описывает, цитирует кого-то)… .
- Проблема насущная (вечная, острая)… .
- Автор выдвигает проблему… ..
- Конечно, есть и другие проблемы…., но центральная часть текста посвящена именно этому вопросу. (Допиши свои варианты)
3. Выяви и сформулируй позицию автора по прокомментированной проблеме.
Как он относится к поднятой проблеме. Как отвечает на собственные вопросы. Какие видит пути решения.
- Сам автор считает, что… .
- Он убеждает нас в том, что… .
- Позиция автора особенно отчётливо проявляется… (становится очевидной, если мы обратим внимание на такую деталь)… .
- Автор выражает свою позицию, не скрывая (радости, печали, тревоги) по
поводу… .
- Автор ставит и решает по существу одну задачу… . (Допиши свои варианты).
© Казакова О.П., www.kazakova-op.ru, 2009 - 2024 г.
Разрешается некоммерческое использование материалов при условии упоминания источника.