Персональный сайт
Казаковой Ольги Петровны,
учителя русского языка и литературы школы №31 города Якутска
xОбратная связь
 
xГостевая книга
 
 
 
 
x  Авторизация на сайте
  Имя:
  Пароль:
->

Работа над жанрами сочинения в национальной школе.

4. Изложение собственного мнения. Сформулируй своё мнение о проблеме, поставленной автором текста, аргументируй его (привести не менее трёх аргументов), опираясь на жизненный или читательский опыт.
- Нельзя не согласиться с… .
- Я тоже согласен с мнением автора… .
- Оценивая текст в целом, необходимо подчеркнуть, что проблема, поднятая автором, имеет… .
- Позиция автора о… близка мне. Особенно мне понравилась мысль автора о… .
- Я вспоминаю случай, который произошёл со мной (моим другом…).
- Мне приходит на ум история, прочитанная… .
- Покажу это на таком примере… .
- Расскажу, например, о героях книги… . (Допиши свои варианты).
5. Сделай вывод.
- Автор сумел увидеть актуальные проблемы нашего времени… .
- Эта история учит нас…
(Допиши свои варианты).
Речевые средства для создания текста («скрепы» между абзацами): вначале, так же, при этом, следовательно, кроме того, таким образом, в заключении и другие.
(Использованы материалы из книги Т.Кудиновой «Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку» и Л.Соколовой (г. Саратов) из портала «Русское слово»).

 
Аналогичным образом строится работа с жанром эссе. Учащимся необходимо иметь следующие знания:
Эссе — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Во французском языке слово «essai» значит «попытка, проба, очерк»; в латинском exagium — «взвешивание», exigo — взвешиваю».
Ученикам следует знать, что эссе могут быть не только литературно-критическими, но и публицистические, философские, историко-библиографические, беллетристические.
Главная примета эссе как жанра — свободная композиция. Последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений. В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А.И. Герцена «С того берега», Ф.М. Достоевского «Дневник писателя» и др. Жанр эссе разрабатывали В. Розанов, И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева, К.Г. Паустовский, И.Э. Эренбург и др.

 
Для анализа мы взяли текст И. Бражнина «Книги, без которых я не могу обойтись».
1.Проанализируйте вступление. Чем оно необычно?
2. Чётко сформулируйте авторскую позицию.
3. Как автор делится своими впечатлениями и наблюдениями?
4. Назовите основные признаки эссе в тексте, речь какого стиля использована?
5. Найдите и отметьте в нём все языковые средства, характерные для этого жанра.
6. Есть ли установка на диалог с читателем?
7. Подведён ли итог? Сделан ли вывод? (Вопрос обычно остаётся открытым).

Далее ученики пишут собственное эссе. Важно показать учащимся, что эссе может быть воплощено в различные формы: статья, дневник, рассказ, исповедь, письмо, записки, раздумья.

 
На заключительном этапе работы предлагается текст из сборника С.Антоновой «Практикум по подготовке к ЕГЭ по части С» 2007 года. Они должны постараться выбрать стиль и жанр сочинения в соответствии с задачей и основной мыслью сочинения. Во время выполнения этого задания ребята обязательно опираются на критерии оценивания ответа на задания третьей части работы (С). (См. там же, стр., 74 -77)
© Казакова О.П., www.kazakova-op.ru, 2009 - 2024 г.
Разрешается некоммерческое использование материалов при условии упоминания источника.