Персональный сайт
Казаковой Ольги Петровны,
учителя русского языка и литературы школы №31 города Якутска
xОбратная связь
 
xГостевая книга
 
 
 
 
x  Авторизация на сайте
  Имя:
  Пароль:
->

Работа над жанрами сочинения в национальной школе.

 
На уроках я стараюсь уделять время работе над данной темой, так как считаю, что это способствует формированию у учащихся не только навыков, но и умения выбирать наиболее благоприятное сочетание жанровых признаков отзыва, рецензии и эссе для создания собственных текстов. В своей работе по этой теме в основном использую учебник русского языка под редакцией М.М. Разумовской, «Пособие по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку» Т.А. Кудиновой, учебник русского языка А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой и материалы Л.Соколовой (г. Саратов) из портала «Русское слово». На первом этапе работы знакомлю учеников с теоретическим материалом – определением жанров. Даётся готовое определение (определение жанров, с небольшими изменениями, взяты из учебного пособия по русскому языку М.М. Разумовской).
Отзыв – это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо. Дать отзыв о книге – значит высказать и обосновать своё мнение о ней, поделиться впечатлениями. В отзыв входят следующие элементы: библиографическое описание, жанр произведения, главные герои, место и время действия, краткое содержание.
Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение, обследование) – письменный разбор, содержащий критическую оценку научного, художественного, публицистического и т.д. произведения. Написать рецензию – значит выразить свои мысли и чувства, возникшие при чтении, рассказать о своих впечатлениях, но на основе элементарных познаний в теории литературы; показать произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, художественные особенности произведения. Рецензия пишется по определённому плану.
Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции. Автор эссе, раскрывая частную тему, избранную им, стремится передать свои впечатления. На первом плане – личность автора, его мысли, чувства, размышления по поводу прочитанного. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо.
Определения жанров учащиеся записывают в тетрадь, затем выявляют сходство и различие этих жанров. Содержание рецензии – анализ произведения.
Содержание отзыва – общая оценка произведения.
Содержание эссе – впечатление и раздумья автора, вызванные восприятием произведения.
Словарная работа.
Рецензия на…
Отзыв о…

 
Устно составить предложения с этими словами.
Далее учащиеся анализируют произведения, созданные мастерами слова. Для данного вида работы я предложила отзыв М. Прилежаевой о книге Р. Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». (Материал взят из учебника Никитиной. «Русская речь». 5-7кл.) Анализ текста проводится при помощи следующих приёмов:
1. Внимательно прочитайте. (Очень часто неправильное понимание содержания текста возникает вследствие невнимательного чтения).
2. Как вы думаете, о чём этот текст? (т.е. назвать тему).
3. Определите жанровую принадлежность текста, докажите, что это отзыв, рецензия или эссе. (Найдите элементы жанра).

 
Такая работа проводится в сильном классе. А в слабом можно предложить следующие задания:
1. Что является центром содержания текста?
А. Мнение, содержащее оценку.
Б. Письменный разбор с критической оценкой.
В. Прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции.
2. Что указывает в тексте на правильность вашего ответа?
А. Библиография. Эмоциональная оценка восприятия.
Б. Жанр критики. Разбор, оценка.
В. Художественная проза. Образность, афористичность.
3. Определите жанр текста
А. Отзыв.
Б. Рецензия
В. Эссе.

4. Найдите элементы отзыва в тексте.
После выполнения данного задания ученики продолжают анализ отзыва; работаем над моделью текста, для этого выполняем следующие задания:
5. Найдите и отметьте фрагменты, в которых выражена общая высокая оценка повести.
6. Определите авторскую позицию. Согласны ли вы с ней?
7. Какие языковые средства к слову книга показались вам свежими, необычными? Выпишите их. Определите вид тропа.
8. Составьте план отзыва. (В ходе выполнения этого задания учащиеся получают представление о структуре данного текста, последовательности частей).
Необходимо, чтобы в конце работы дети пересказали текст, сохраняя его содержание, структурные и стилистические особенности.
Затем учащиеся пишут отзыв о книге, прочитанной самостоятельно. Задание этого уровня формируют навыки осваивать жанр отзыва в собственной речевой деятельности, на первом этапе пока подражая конкретному автору, но со временем это обязательно становится умением.

 
Можно предложить ученикам самим выбрать форму отзыва: письмо другу, письмо автору, статья в стенгазету и т.д. Чтобы избежать неуместное, неоправданное повторение слов, ученики подбирают синонимы.
(Понравиться, глубоко взволновать, запомниться, произвести большое впечатление, привлечь внимание.
Интересный – увлекательный, занимательный, любопытный. Описывать - очерчивать, рисовать, обрисовывать.
Показывать, рассказать о…, знакомить с…, вводить в… . Выделить, подчеркнуть, особо отметить. Автор, писатель, публицист, мастер слова, прозаик, общественный деятель, ФИО автора, он и т.д.).

1
 
2
 
3
 
 
Далее >
 
© Казакова О.П., www.kazakova-op.ru, 2009 - 2024 г.
Разрешается некоммерческое использование материалов при условии упоминания источника.