На всех парах – стремительно
Вешать нос – унывать
Хранить молчание - молчать
На краю земли – далеко
Зуб на зуб не попадает – холодно
Зарубить на носу – запомнить
- Составить предложения с данными сочетаниями и подчеркнуть фразеологизмы как члены предложения.
Фразеологические обороты выступают в качестве определённых членов предложения, отвечающих на один какой-нибудь вопрос. Особенно много фразеологизмов выступают в качестве сказуемых и различных обстоятельств.
Мы обычно используем фразеологические обороты для того, чтобы речь наша стала более выразительней, образной. Выразительность фразеологизмов создаётся тем, что в основе названия их лежит некоторая образная ситуация, которая сейчас забыта. Именно поэтому в составе фразеологизмов можно встретить устаревшие слова и формы. Поэтому, если непонятен смысл фразеологизма, то можно воспользоваться фразеологическим словарём. (Демонстрация фразеологического словаря русского языка под редакцией А.И. Молоткова)
Работа по материалам виртуальной школы Кирилла и Мефодия.
5класс. Урок 09. 12. «Фразеологические словари».
Фразеологические загадки.
– Отгадайте, о чем идет речь.
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело.
5. Ее набирают в рот, когда молчат.
6. Его держат за зубами.
– Сравните предложения:
Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги.
Родители поставили на ноги сына, и теперь он живет самостоятельно.
– В каком из них выражение «поставить на ноги» является фразеологизмом, а в каком свободным сочетанием?
– Что происходит со значением слова, ставшего частью фразеологизма?
– Какие особенности разбора по частям предложения следует учитывать при работе с предложением с фразеологизмами?
– Для чего фразеологизмы используются в речи?
Самостоятельная работа.
Задание. Найди фразеологизмы, пользуясь известными вам признаками. (раздаточный материал)
1. Разграфите лист сначала вдоль, потом поперёк.
Путешественники изъездили вдоль и поперёк всё Зауралье.
2. Я не нашёл себе места и стал в проходе.
Отец не находил себе места от волнения.
3. В двух словах он допустил три ошибки.
В двух словах изложите вашу просьбу.
4. Ни днём, ни ночью гости не приехали.
Нам не давали покоя ни днём ни ночью.
5. За обедом малыш прикусил язык и заплакал.
Он чуть не проговорился, но вовремя прикусил язык.
6. Пудель продолжал стоять на задних лапках.
Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках.
Индивидуальная работа по материалам виртуальной школы Кирилла и Мефодия.
5класс. Урок 09. 12. Тренажёр. «Определите значения фразеологических оборотов».
Тёртый калач
Ахиллесова пята
Точить лясы
Авгиевы конюшни
Выносить сор из избы
Белая ворона
Коломенская верста
Скрепя сердце
(Для справок: загрязнённое помещение, где всё валяется в беспорядке; человек очень высокого роста; человек, резко выделяющийся среди окружающих; опытный человек, которого трудно обвести, обмануть; наиболее уязвимое место у кого-либо; разглашать ссоры, дрязги, происходящие между близкими людьми; заниматься пустой болтовней; с большой неохотой).