Персональный сайт
Казаковой Ольги Петровны,
учителя русского языка и литературы школы №31 города Якутска
xОбратная связь
 
xГостевая книга
 
 
 
 
x  Авторизация на сайте
  Имя:
  Пароль:
->

Анализ "Слова о полку Игореве"

Анализ "Слова о полку Игореве"

 
Анализ "Слово о полку Игореве" - удивительный памятник русской литературы Древней Руси - было создано в конце XII в., когда страна переживала период политической раздробленности. Междоусобная борьба русских княжеств осложнялась набегами половцев, которые разоряли мирное население. Порой князья призывали половцев себе в помощь, усиливая этим угрозу независимости русских земель.

 
История открытия и публикации "Слова...". В 1795 году известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в сборнике рукописей XVI в., который он приобрел в Спасо-Ярославском монастыре, обнаружил текст "Слова...". С находки была снята копия для Екатерины II. В 1800 году Мусин-Пушкин опубликовал текст "Слова..." с переводом на современный русский язык, вступительной статьей и комментариями. В 1812 году рукопись "Слова..." и большая часть экземпляров первого издания сгорели в московском пожаре вместе с домом Мусина-Пушкина.

 
Трудности в прочтении "Слова...". По традиции древнерусских рукописей текст "Слова..." был написан сплошной строкой, без разделения на отдельные слова. "Слово...", созданное в конце XII в. в южнорусском княжестве, было обнаружено Мусиным-Пушкиным в варианте XVI в., переписанном в северном княжестве. Некоторые слова для переписчиков были уже тогда непонятны и могли быть ими искажены. Отдельные понятия и выражения, связанные с жизнью, историей, бытом XII в., до сих пор остаются неясными для исследователей (так называемые "темные места", например, деремела, паробци и др.).

 
"Слово..." и древнерусская литература. Влияние "Слова..." было заметным во всем последующем развитии русской литературы. Следы знакомства с этим произведением были найдены в псковском "Апостоле" 1307 года, новгородской летописи XV в. Оно послужило литературным образцом для "Задонщины" (произведения, повествующего о Куликовской битве), созданной в начале XV в. в Москве.

 
Историческая основа "Слова...". [/Ж
]В 1184 году состоялся удачный поход киевского князя и других русских князей против половцев. Новгород-северский князь Игорь не участвовал в нем (не успел из-за распутицы). Но, по слухам, он сделал это нарочно, так как половецкий хан Кончак прежде был его союзником, а отец и дед Игоря не раз "приводили ханов" на Русь (использовали против других князей в междоусобных войнах).

 
В 1185 году князь Игорь, оскорбленный этими слухами, выступил против половцев самостоятельно. Его войско поддержала только дружина брата Всеволода - князя курского. В походе войско Игоря застало затмение солнца, считавшееся на Руси плохим предзнаменованием. Но Игорь продолжил поход, считая позором вернуться домой без победы. Трое суток день и ночь продолжалась битва с половцами. В бою Игорь был пленен, а его войско разбито. Половцы, окрыленные победой, ринулись на русские княжества.

 
Центральная идея "Слова..." - призыв к единению русских князей.

 
Построение "Слова..."

 
Вступление. Автор определяет себе задачу - рассказать о реальных недавних и трагических событиях, а не забавлять слушателей красивыми песнями и былинами, подобно легендарному сказителю Бояну. Он ценит правдивость выше красивого слога. Здесь же дается лаконичная и выразительная характеристика князя Игоря.

 
Центральная часть "Слова...". Выступление русских войск в поход. Затмение солнца. Символические картины природы. Первое столкновение с половцами. Победа. Вновь тема грозных предзнаменований.

 
Поражение русских войск на Каяле. Скорбь автора в связи с этим поражением и его последствиями для всей Русской земли.

 
Вещий сон киевского князя Святослава о поражении князя Игоря и его брата Всеволода (Киев в "Слове..." - символ единства русских земель). "Золотое слово" Святослава - упрек князьям в отсутствии единства. Святослав скорбит о печалях земли Русской, о беде, которая настигла братьев, но он и надеется на объединение русских князей, чтобы победить врага.

 
Автор "Слова..." продолжает эту мысль, обращаясь к наиболее влиятельным русским князьям, призывает прекратить междоусобицы, защитить Русскую землю.
Плач Ярославны. В нем - душа Русской земли, ее боль и вера, скорбь всех жен и матерей. Ярославна обращается к силам природы, она упрекает ветер, Днепр и солнце, но одновременно надеется на справедливость природы. Глубоким лиризмом проникнуты ее слова. В плаче Ярославны сильны мотивы устного народного творчества.

 
Далее автор рассказывает об удачном побеге Игоря из плена.

 
Эпилог. Праздничное и торжественное вступление новгород-северского князя Игоря в Киев - признание своей вины перед всей Русской землей.
Поэтический язык "Слова...". Факты, составляющие основу повествования, освещены эмоциональным, лирическим восприятием автора.

 
В языке "Слова..." встречаются элементы книжности, ораторского искусства и народная поэтическая традиция. Эти художественные приемы нужны автору для наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему.
В "Слове..." широко используется и военная терминология (такой стиль встречается в летоп

 
исях, он характерен для жанра воинских повестей): "вступить в стремень" - выступить в поход, "копье преломити" - одержать победу. При помощи военной терминологии дается оценка нравственных качеств героев: Игорь "стянул ум крепостью своею и поострил сердце свое мужеством, исполнился ратного духа". Воины Всеволода, куряне "под трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены".

 
С ораторским искусством связаны такие приемы, как обращение "братие", риторические вопросы, повторы - все это призвано привлечь внимание слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах, переживаниях.

 
С традициями устного народного творчества связано употребление в "Слове..." таких фольклорных эпитетов, как "борзые кони", "чистое поле", "мечи булатные". В нем используется и песенная символика: князья - "солнце", Ярославна плачет на городской стене одинокой "кукушкой". Олицетворяются и одушевляются отвлеченные понятия: обида - Дева Обида, Корна (скорбь) и Жля (печаль) поскакали по Русской земле. С песенной народной традицией связаны сравнения: "кричат телеги в полуночи, словно лебеди распуганные".

 
В традициях народных символов описан сон Святослава, где жемчуг - символ слез, черная пополома (покрывало) - символ похорон. Ярославна, следуя древним народным верованиям, обращается за помощью к силам природы - Солнцу, Ветру, Днепру. Ее "плач" - форма устного народного причитания.

 
Многие метафоры "Слова..." связаны с древнейшим занятием русичей - земледелием. Посев - "черная земля под копытами костьмы была посеяна, а кровию полита, печалью взошли они по Русской земле". Молотьба - "на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными (мечами), на ток жизнь кладут, веют душу от тела". Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда - основы жизни русского народа.

 
Автор "Слова..." не только использует традиционные книжные и фольклорные мотивы, но и переосмысливает, углубляет их. Например, сравнивая стрелы с дождем, он указывает, что грозовые тучи, откуда летят они, идут с моря (а именно от Черного моря идут половцы). Автор создает яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками: "зеленое дерево", "черные тучи", "серебряные струи", "синее море", "кони ржут", "лисицы лают на красные щиты", "трубы трубят", "скрипят телеги".

 
С помощью аллитерации (звукописи) передается, например, стремительный бег конницы: "Спозаранок в пятницу растоптали (они) поганые полки половецкие". В "Слове..." ощущается общая музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаются рефрены (повторы), которые роднят его с песней. Например, рефрен "О Русская земля, ты уже за холмом!" сопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность повествования.

 
Но главное, что делает "Слово о полку Игореве" поэтическим произведением, - это лирическая взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его эмоциональный заряд.


Взято из книги "Литература. Справочные материалы 9-11".

 
© Казакова О.П., www.kazakova-op.ru, 2009 - 2017 г.
Разрешается некоммерческое использование материалов при условии упоминания источника.