Персональный сайт
Казаковой Ольги Петровны,
учителя русского языка и литературы школы №31 города Якутска
xОбратная связь
 
xГостевая книга
 
 
 
 
x  Авторизация на сайте
  Имя:
  Пароль:
->

О баснях И.А.Крылова

Основная концепция басен И.А. Крылова


 
Так, в басне "Листы и Корни" представлена одна из насущных проблем своего времени - отношение власть имущих к тем, кто работает на них. "С новою весною лист новый народится, а если корень иссушится - не станет дерева, ни вас" - такова мораль этой басни.

 
Социальная направленность подчеркнута в первой же строке басни "Волк и Ягненок": "У сильного всегда бессильный виноват". Под "сильным" (Волком) подразумеваются и жестокий помещик, и крупный чиновник-бюрократ, под "бессильным" (Ягненком) - маленький человек, крепостной крестьянин, мелкий чиновник, простой трудовой народ. Крылов обнажает непримиримые противоречия между пользующимся всеми благами сильным меньшинством и лишенным всех прав беззащитным большинством.

 
Своим творчеством Крылов откликался на все события внешней и внутренней жизни страны, "на все подавал свой голос". Естественно, он не остался равнодушным к Отечественной войне 1812 года, которой посвятил несколько басен. Наиболее известная из них - "Волк на псарне", где под видом Волка изображен Наполеон, обманувшийся в своих надеждах покорить Россию.

 
И.А. Крылов - глубокий знаток человеческой души и талантливый педагог. Его басни не только отражают общественные проблемы, но и служат нравственному воспитанию человека. В них высмеиваются такие человеческие пороки, как лживость ("Лжец"), хвастовство ("Синица"), невежество ("Мартышка и очки", "Петух и Жемчужное Зерно"), тщеславие ("Ворона и Лисица").
Крылов художник изображал реалистически точно персонажей басни: глупая неповоротливая ворона "взгромоздилась" на ель, ловкая, все высматривающая лиса "близехонько бежала", говорит "сладко, чуть дыша". При этом баснописец пишет так, что за каждым животным угадывается его человеческий прототип.

 
В творчестве Крылова басни превратились из назиданий в стихах в произведения, отражающие реальную жизнь и быт и выражающие русский национальный характер. В его произведениях "нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди" (В.Г. Белинский).

 
Художественное мастерство И.А. Крылова отличают естественность, живость, глубина изображения. Большинство его басен - миниатюрные драматургические произведения. Белинский называл их "маленькими комедиями". В них много действующих лиц, наделенных индивидуальными чертами. Часто басня строится в форме диалога, причем речь героев также индивидуализирована. Концовка басни - эффектное краткое суждение ("А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь"). Выразительность басенного стиха достигается самыми различными средствами с использованием просторечно-разговорного языка. Впервые в русской литературе употребляются слова, выражения, обороты, принятые лишь в среде низших сословий: "не впрок", "сырный дух", "дыханье сперло", усилительные частицы ("Да призадумалась"), междометия ("Ахти, ребята, вор!"). Хотя в произведениях классицизма "низкого" жанра (баснях, комедиях) допускалось употребление разговорных слов, но просторечие Крылов ввел впервые. Язык басен Крылова тесно связан с устным народным творчеством. В них много поговорок, пословиц, уменьшительных слов ("дело мастера боится", "из кожи лезут вон", "ручеек", "деревенька").

 
Басни содействовали сближению литературной, книжной речи с разговорной и в свою очередь обогатили разговорный язык. В этом отношении И.А. Крылов проложил дорогу А.С. Грибоедову, А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю.

Взято из книги "Литература. Справочные материалы"
© Казакова О.П., www.kazakova-op.ru, 2009 - 2024 г.
Разрешается некоммерческое использование материалов при условии упоминания источника.