Персональный сайт
Казаковой Ольги Петровны,
учителя русского языка и литературы школы №31 города Якутска
xОбратная связь
 
xГостевая книга
 
 
 
 
x  Авторизация на сайте
  Имя:
  Пароль:
->

Иван Александрович Гончаров в Якутии

 
Писатель стремится, чтобы всё увиденное им стало понятно и доступно читателю. С этой целью он даёт подробное описание явлений или толкование непонятных слов.
Торбасы — это сапоги из оленьей шерсти.
Чижи — чулки из шкурок молодых оленей.
Наледи — это не замерзающие и при жестоком морозе ключи; они выбегают с гор в Лену; вода стоит поверх льда; случится попасть туда — лошади не вытащат сразу, полозья и обмерзнут.
Хиус — это ветер, который метет снег; а ветер при морозе — беда
“Отемнел?” — повторил я. “Ослеп”, — добавил он. да теперь вы ни в каком разе не поспеете добраться водой: скоро пойдет шуга”. — “Что это такое шуга?” — “Мелкий лед;
Ураса - большой шалаш, конической формы, из березовой коры, сшитый довольно плотно, так что ветер мало проходил насквозь. Кругом лавки, покрытые сеном, так же как и пол. Посредине открытый очаг, вверху отверстие для дыма.

 
В своем коротком соприкосновении с жизнью И.А. Гончаров успел ощутить, устремленность народа в будущее и уверенность в процветании сурового края. Писатель думает о будущем богатого и пустынного, сурового и приветливого края. Он, убежден - придет время, “безымянная пустыня” превратиться в жилые места. «Тогда совсем готовый, населенный и просвещенный край, некогда темный, неизвестный, предстанет перед изумленным человечеством, требуя себе имени и прав.»

 
«Еще одно важное обстоятельство немало способствует этим начинаниям. От берегов Охотского моря до Якутска нет ни капли вина… Там, где край тесно населен, где народ обуздывается от порока… строгостью общего мнения и добрыми примерами, там свободное употребление вина не испортит большинства в народе. А здесь — в этом молодом крае, где все меры и действия правительства клонятся к тому, чтобы с огромным русским семейством слить горсть иноплеменных детей… — здесь вино погубило бы эту. Винный откуп, по направлению к Охотскому морю, нейдет далее ворот Якутска».
Выводы:

 
И.А.Гончаров был первым писателем, который ввёл в большую художественную литературу тему Якутии.

 
У Гончарова рассказчик приобретает лицо литературного героя со своим индивидуальным характером. Читателям открывается личность со своим отношением к миру. И эта личность – путешественник, реалистически рассказывающий обо всём увиденном.
Дал подробное описание быта, обычаев и культуры местного населения, как русских, так и якутов.

 
Показал в очерке, как поселенцы способствовали поднятию экономики этого сурового края на новый уровень. В свою очередь и русские многому научились у коренных народов края, прежде всего якутов: переняли у них одежду, обувь, средства передвижения, обычаи, научились языку. Русские всегда входили в культурную среду местных народов, при этом происходило не смешение, а взаимопроникновение культур - вот что ценно и важно.

 
И.А. Гончаров первым ввёл в большую художественную литературу имя русского просветителя, священника – миссионера Иннокентия.
На основе отобранного материала мною создано учебное электронное пособие (презентация) для уроков литературы с целью знакомства с литературно – краеведческим материалом в 10 классе.
© Казакова О.П., www.kazakova-op.ru, 2009 - 2024 г.
Разрешается некоммерческое использование материалов при условии упоминания источника.