Тема доброты в литературе
Актуальность работы. Анализ данной проблемы позволяет глубже исследовать проблему добра.
Цель: подобрать аргументы к сочинению в формате ОГЭ (15.3)
Задачи:
1. Прочитать произведения.
2. Проанализировать произведения с целью определения темы добра, доброты.
3.Выявить уровень интереса у моих сверстников к произведениям о доброте.
4. Систематизировать и обобщить полученные результаты.
Гипотеза:
Художественная литература – отражение жизни, значит, в каждом произведении есть проблема доброты.
Предмет исследования: притча и произведения художественной литературы.
Методы: анализ, сравнение и сопоставление, обобщение полученного материала
Результат работы - компьютерная презентация «Аргументы к сочинению в формате ОГЭ (15.3). «Тема доброты в художественной литературе».
Введение.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова записаны такие качества, которыми должен обладать добрый человек: добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. «Добро – все положительное, хорошее, полезное. Желать добро кому-то.»
«Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.»
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля мы читаем - «Доброта – это благо, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина, противоположно худу и злу».
Тема доброты всегда была актуальна в творчестве писателей. Об этом качестве человека написано в художественных произведениях, сказано в устном народном творчестве.
Например, очень много существуют пословиц и поговорок о добре.
- Добро делай, никого не бойся
- От добра худа не бывает
- За добро злом не платят
- Доброе слово и кошке приятно.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
- Не хвались серебром, а хвались добром.
- Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
- В ком добра нет, в том правды мало.
- Не ищи красоты – ищи доброты.
В народных сказках мы также видим примеры доброты, добрых поступков. В каждой сказке добро побеждает зло.
По моему мнению, доброта — это хорошее отношение, к людям, окружающему миру, желание бескорыстно прийти на помощь человеку, умение быть благодарным, противостоять злу.
Это качество делает человека смелым, придает уверенность и силу, поэтому в фольклорных произведениях добро всегда побеждает зло.
Работая над этой темой, я пришла к выводу, что в русском языке существуют фразеологизмы (устойчивые сочетания) со словом добро.
- Будь добр (форма вежливого обращения к кому-либо с просьбой).
- Добро пожаловать (приветствие, вежливое приглашение прийти).
- от доброго сердца (из добрых побуждений).
- поминать добрым словом (вспоминая, хорошо, с благодарностью отзываться, говорить, думать о ком–либо или о чем-либо).
- к добру – к хорошему, успеху, удаче. О том, что предвещает хорошее.
- в добрый час (выражения пожелания удачи, благополучия в чем-либо, обычно при начинании какого-либо дела).
В словаре синонимов я нашла синонимы к этому слову.
Доброта, добросердечие, добросердечность, сердечность, душевность, чуткость.
В своей работе я постаралась проследить, как проявляется эта проблема у разных авторов в разные времена.
Для своего исследования я взяла следующие произведения – стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Нищий», рассказ американского писателя «О. Генри «Последний лист», рассказ из сборника рассказов «То5ус тогул то5о?». (Девять раз «почему?») якутского писателя Н. Мординова и рассказы И. Чойновой «Один день в тайге», «Полуволк».
Основная часть
Характеристика темы добра в произведениях разного времени.
Размышляя над этим, я пришла к выводу, что практически каждое произведение содержит эту проблему. Тема добра, поднимаемая авторами произведений, всегда актуальна.
Практическая часть. Анализ произведений.
В интернете я прочитала Притчу о цветке.
Содержание притчи.
Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: "Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее". Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку. За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы.
Вывод. Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому
Человек должен уметь быть благодарным за доставленное счастье.
С этой мыслью, на мой взгляд, перекликается стихотворение в прозе великого русского писателя И.С. Тургенева «Нищий».
Стихотворение в прозе «Нищий». Сюжет этого произведения на первый взгляд прост. Прохожий встретил нищего. Он был бедный, больной. Нищий попросил подаяние. У прохожего не было денег, в смущении он пожал нищему руку и назвал братом. Прохожий проявил участие, поддержал несчастного человека добрым словом и понял, что он сам тоже получил подаяние от своего брата.
Вывод. Можно поддержать друг друга не только деньгами, но и душевно, нельзя судить о людях по внешности. Человек человеку брат. Всегда нужно найти в душе доброту, человеческое отношение к другому человеку и тогда вы тоже получите в ответ доброе отношение, благодарность.
Американский писатель О.Генри (1862–1910).
В маленьком квартале района, в одном из трёхэтажных домов, живут две молодые художницы Сью и Джонси. Джонси заболела и умирает. За окном её комнаты с дерева облетают листья. Джонси уверена, что, когда с дерева упадёт последний лист, она умрёт.
В том же доме в нижнем этаже живёт шестидесятилетний неудачливый художник по имени Берман. Сью рассказывает старику о болезни подруги и её глупом предубеждении.
После непогоды на фоне кирпичной стены виднелся последний лист. Джонси была уверена, что скоро он опадёт и тогда она умрёт. Однако, в течение дня и ночи лист всё ещё продолжал висеть на ветке. К удивлению девушек, он остался висеть и на следующее утро. Это возвращает Джонси ей к жизни.
В тот же вечер Сью рассказала приятельнице, что старик Берман умер в больнице от воспаления лёгких:
«Он болел всего только два дня. Утром первого дня швейцар нашёл бедного старика на полу в его комнате. Он был без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лёд. <…> Потом нашли фонарь, который всё ещё горел, лестницу, сдвинутую с места, несколько брошенных кистей и палитру с жёлтой и зелёной красками. Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана — он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист.»
Вывод. Этот рассказ о готовности к самопожертвованию во имя другого. Надо увидеть нуждающегося и прийти на помощь. Помощь должна быть своевременной, незаметной, от всего сердца.
Мординов Николай Егорович (Амма Аччыгый). Сборник рассказов «То5ус тогул то5о?». (Девять раз «почему?»).
Народный писатель Н.Е. Мординов в своих рассказах ясно и живо описывает случаи из жизни родителей и детей. Это сборник рассказов, девять историй, и все они объединены одним вопросом – что значит быть правдивым, справедливым и добрым. Рассказы учат читателей с особым вниманием и пониманием относится к окружающим людям.
Книга предназначена для детей, но вопросы задаются совсем не детские. Я хочу остановиться на второй истории. Сюжет, на первый взгляд, простой. В гости к родственникам в город приезжает женщина с детьми, дочкой и сыном. Пока взрослые заняты своими и делами, дети весело играют, им очень интересно вместе. Приходит время гостям уезжать домой. Дети с большим сожалением прерывают свою интересную игру. Заметив это, отец предлагает сыну подарить гостям по игрушке, какую они захотят взять с собой. Девочка выбрала мяч, а мальчику захотелось машину, о такой он мечтал давно. В ответ настроение хозяина игрушек сразу меняется, он швыряет машину Мише со словами: «На, забирай!». Миша, горько вздохнув, отказывается от такого «подарка».
Писатель задает вопрос: «Почему?”.
Вывод. Маленький мальчик почувствовал недоброе отношение к себе. Он, несмотря на свой юный возраст, понимает, что все люди равны, каждый вправе рассчитывать на доброе отношение к себе. В каждом надо видеть человека, достойного уважения и сострадания. Все люди братья. И если Миша это понимает, то я уверена, что сам он так никогда не поступит.
Дарить подарки не менее приятно, чем их получать. Подарок — это знак выражения доброго, бескорыстного отношения к человеку.
В рассказах Чойновой И.В. понятие «доброта» — это особое отношение к окружающему миру, природе, животным.
Рассказ «Полуволк»
Произведение повествует о самых верных и преданных друзьях человека, об ответственности за тех «кого приручили», о доброте и сострадании, о любви к животным.
Писатель вспоминает о Мергене (так назвали щенка) с любовью, теплотой, мягким юмором и состраданием. На страницах трогательно рассказывается об отношении хозяйки к своему питомцу. Только добрый человек, который любит животных, так может написать о них
«А я долго утешала плачущего, прижимавшегося к моим ногам питомца». «… вдвоем с ним мы разведали немало грибных и ягодных мест».
И.В. Чойнова с большим мастерством передает душевное состояние собаки, ее переживания. У полуволка Мергена свой характер – то дружелюбный, ласковый, благородный, то угрюмый, сердитый. Мерген громко плачет, радуется, злится, высказывает свое нетерпение и идет наперекор тому, что ему не нравится.
Читая этот рассказ, мы еще раз убеждаемся, что отношение к животным является одним из критериев нравственности, доброты человека.
Рассказ «Один день в тайге»
Путешествуя с ребятами по кемпендяйской тайге, чувствуешь, как ребята бережно относятся к природе, с особой любовью к деревьям, облакам, реке, ко всем обитателям тайги. Такая близость с природой свидетельствует о том, что они растут в гармонии с ней, чувствуется нераздельность детей с природой. Это тоже один из критериев нравственности.
Писатель называет свою героиню маленькой фантазеркой. Читая произведение, мы видим, как чувствует окружающий мир Нонка. А природа как будто откликается на ее отношение к ней.
Идея этих произведений заключается в словах В. Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».
2. Меня заинтересовал вопрос, как мои сверстники понимают это слово и как они относятся к понятию доброты. Я провела анкетирование среди одноклассников.
Мною было опрошено 30 человек, это мои одноклассники. В анкете были вопросы.
1. Как я понимаю слово доброта.
2. Как часто ты совершаешь добрые поступки?
3. Надо ли совершать добро?
4. Какие произведения о доброте я читал(а).
4. Какой герой мне понравился и почему.
На первый вопрос большинство ребят ответило, что доброта – это хорошее отношение к людям. На второй вопрос многие написали, что не всегда совершают добрые поступки, хотя на третий вопрос все ответили утвердительно. Произведения о доброте могли назвать несколько человек.
Данные опроса свидетельствуют, что большинство ребят не читают книг, а если читают, то не задумываются об этой проблеме.
Заключение
Я исследовала одну притчу и пять произведений художественной литературы и пришла к выводу, что писатели в разное время в своих произведениях затрагивают тему добра, раскрывают в поступках своих героев это качество, отвечая тем самым на вопрос, что такое добро, доброта.
Практическая значимость исследования: моя работа может использоваться учащимися при подготовке к урокам, для подготовки к классным часам, посвящённых доброте, при написании сочинения в формате ОГЭ. С этой целью я создала электронную презентацию. Аргументы к сочинению в формате ОГЭ (15.3). «Тема доброты в художественной литературе».
Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что проблема добра, доброты актуальна во все времена. Выдвигаемая мною гипотеза подтвердилась. Художественная литература – отражение жизни, значит, в каждом произведении есть проблема доброты. Проблема доброты — это вечная проблема, которая всегда волновала человечество.
А. П. Чехов говорил: «После потери доброты происходит неминуемая потеря нравственности. И такой человек способен уже на все. Мы должны все делать для того, чтобы не стать черствыми, равнодушными к бедам других людьми».
Использованная литература.
И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий»
О. Генри «Последний лист»
Н.Е. Мординов (Амма Аччыгый). Сборник рассказов «То5ус тогул то5о?». (Девять раз «почему?»).
И.В. Чойнова. Рассказы.
http://nsportal.ru/ap/literaturnoe-4. tvorchestvo/library/dobro-i-zlo-v-proizvedeniyakh-russkoi-literatury
http://5litra.ru/soch/350-nravstvennoe-znachenie-rasskaza-v-rasputina-uroki-francuzskogo.html
С.И. Ожегов «Словарь русского языка». Москва. «Русский язык», М. 1987г.
Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков, А.И. Федоров «Фразеологический словарь русского языка». М.1986г.
В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». М. 2001г.Том I
А.П. Евгеньева «Словарь синонимов». М. 1975г