Персональный сайт
Казаковой Ольги Петровны,
учителя русского языка и литературы школы №31 города Якутска
xОбратная связь
 
xГостевая книга
 
 
 
 
x  Авторизация на сайте
  Имя:
  Пароль:
->

Омонимы

Тема урока: Омонимы.

 
Оборудование:
1. Компьютерная презентация
2. Интерактивная доска, проектор
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 5класс.
3. Тексты для индивидуальной и парной работы, учебник «Русский язык» 5 класс. Автор М.М. Разумовская.
Цели:
1) повторить определение омонимов
2) развивать умение находить омонимы в словаре
3) познакомить со словарем омонимов
4) познакомить учащихся с отличием омонимов от многозначных слов.
5) способствовать развитию речи учащихся.
Ход урока. 1. Проверка домашнего задания.
Работа учеников сканируется и выводится на интерактивную доску, а ученики объясняют. При необходимости исправляются допущенные ошибки.
(Пятиклассники должны были найти и выделить слова, употреблённые в переносном значении – метафору, эпитеты, олицетворения)

 
Видел восход солнца над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом, над серебряной гладью реки. В прохладном зеркале воды отражаются побледневшие утренние звёзды, тонкий серп месяца. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Как бы в парной лёгкой дымке под пением бесчисленных птиц поднимается над землёй солнце. Точно живое дыхание земли, лёгкий золотистый туман стелется над полями, над неподвижной лентой реки, прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазною россыпью.
(И.С. Соколов-Микитов)

Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают, около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха .
(К.Г. Паустовский)

 
Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек.
С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.
(И.С. Соколов-Микитов)

 
- Когда слово употребляется в переносном значении?

 
2. Игра «Кто больше». Записывается слово лёгкий на интерактивной доске, используя программу PAINT. По внешнему виду она напоминает режим белой доски: такое же белое поле, цветовое выделение и возможность стирать написанное.
Кто больше составит и запишет словосочетаний с различными значениями этого слова?
Определите прямое или переносное значение. Ученики выходят и записывают свои словосочетания. (Лёгкий разговор, легкая походка, лёгкая задача, лёгкий характер и т.д.)

 
Игра «Найди метафору». Ученик записывает предложение со словом ЗОЛОТО в прямом значении – Золото – драгоценный металл. Учащиеся составляют тексты – миниатюры, где эти слова употребляются в роли метафор.

 
- Таким образом, мы видим, что многозначное слово обозначает сходные в чём-либо два или более предметов, признака, действия.
Многозначные слова, имея не одно, а несколько значений, могут служить средством изобразительности.
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
 
Далее >
 
© Казакова О.П., www.kazakova-op.ru, 2009 - 2024 г.
Разрешается некоммерческое использование материалов при условии упоминания источника.