Персональный сайт
Казаковой Ольги Петровны,
учителя русского языка и литературы школы №31 города Якутска
xОбратная связь
 
xГостевая книга
 
 
 
 
x  Авторизация на сайте
  Имя:
  Пароль:
->

развитие навыков работы с изобразительно-выразительными средствами (ИВС) в литературе, искусстве и кино.

Вот несколько упражнений, направленных на развитие навыков работы с изобразительно-выразительными средствами (ИВС) в литературе, искусстве и кино. Эти упражнения можно использовать как в учебной практике, так и для самостоятельной работы.

Упражнение 1: Создание эпитетов

 
Задание: Возьмите 5 существительных (например, небо, река, горы, день, весна) и подберите к каждому по 3 эпитета, которые помогут ярче представить объект.

Пример:

Небо: бескрайнее, голубое, грозовое.
Река: спокойная, бурная, прозрачная.


Упражнение 2: Метафоры и сравнения

Задание: Напишите 5 метафор и 5 сравнений на заданные темы: природа, эмоции, человек. Попробуйте сделать метафоры выразительными и неожиданными.

Пример:

Метафора: "Её улыбка – это луч солнца сквозь утренний туман."
Сравнение: "Он был, как горная вершина — величественный и недоступный."

Упражнение 3: Гипербола и литота
Задание: Придумайте 3 примера гиперболы (сильное преувеличение) и 3 примера литоты (сильное преуменьшение) для описания явлений природы, состояния человека или объектов.

Пример:

Гипербола: "У него была такая большая книга, что её можно было использовать как дверь."
Литота: "Он был таким тихим, что можно было услышать, как падает пылинка."
Упражнение 4: Олицетворение природы
Задание: Опишите природное явление (дождь, ветер, снег, гроза), используя олицетворение. Сделайте так, чтобы явление «ожило» и стало действующим персонажем.

Пример: "Ветер с ревом налетал на деревья, словно стая диких зверей, разрывая их ветви и хохоча в темноте."

Упражнение 5: Анализ ИВС в поэзии
Задание: Возьмите короткое стихотворение (например, Александра Блока или Марины Цветаевой) и выделите в нём эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и другие ИВС. Определите, как эти средства помогают передать основное настроение или идею стихотворения.

Упражнение 6: Аллитерация и ассонанс
Задание: Напишите небольшое стихотворение или прозаический отрывок (4-6 строк), используя аллитерацию (повторение согласных) и ассонанс (повторение гласных). Постарайтесь создать музыкальность текста через повтор звуков.

Пример: "Быстро бегут белые берега,
Ветер взвихрит в волнах снабжённый сна."

Упражнение 7: Цвет в искусстве
Задание: Возьмите известную картину (например, Ван Гога или Моне) и опишите её, акцентируя внимание на цветах. Как каждый цвет влияет на восприятие картины? Какие эмоции вызывает конкретная цветовая гамма?

Пример: "Ван Гог использует ярко-жёлтый и тёмно-синий в своей картине «Звёздная ночь», чтобы создать ощущение динамики и контраста между тишиной ночи и бурей эмоций."

Упражнение 8: Анализ кадра в кино
Задание: Выберите кадр из фильма (например, работы Тарковского или Кубрика) и опишите, как с помощью композиции кадра, света и тени передаются эмоции персонажей и общее настроение сцены. Какие изобразительно-выразительные средства (например, цвет, свет, расположение объектов) использованы?

Пример: "В кадре фильма «Зеркало» Тарковский использует контраст между ярким светом и тенью, чтобы показать внутреннее противоречие героев."

Упражнение 9: Создание олицетворения в пейзаже
Задание: Нарисуйте или опишите пейзаж, используя олицетворение. Представьте, что элементы природы ведут себя как живые существа: деревья шепчут, река смеётся, облака танцуют.

Упражнение 10: Контрасты в портрете
Задание: Нарисуйте или опишите портрет, используя контрастные ИВС: свет и тень, мягкость и жёсткость, спокойствие и тревога. Подумайте, как эти противоположности могут передать характер человека или его внутреннее состояние.

Эти упражнения помогут развить навыки работы с изобразительно-выразительными средствами, а также углубить понимание их роли в искусстве и литературе.

 

 
© Казакова О.П., www.kazakova-op.ru, 2009 - 2024 г.
Разрешается некоммерческое использование материалов при условии упоминания источника.