ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711-1765 гг.)
Сын государственного крестьянина, М.В. Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси.
Рано обучившись грамоте, будущий ученый попытался поступить в Холмогорское училище. Но, как сыну крестьянина, доступ туда ему был запрещен законом.
В 1730 году М. В. Ломоносов отправился в Москву и, скрыв свое происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где в 1735 году дошел до предпоследнего класса - "философии".
К этому времени относятся первые стихотворные опыты М.В.Ломоносова. Основательное овладение латинским и греческим языками открыло перед ним сокровища античной и европейской культуры.
В 1735 году М. В. Ломоносов был отправлен в Петербургский университет при Академии наук, в 1736 году - за границу (в Саксонию) для изучения горного дела. Здесь он приобрел обширные познания в области физики, химии, горного дела, хорошо изучил немецкий, французский, итальянский и английский языки.
Несмотря на усиленные занятия точными науками, М.В. Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, ученый создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную им в "Письме о правилах российского стихотворства" (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.
1748 г. - М. В. Ломоносовым написано "Краткое руководство к красноречию" - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы.
1757 г. - Ученый создал трактат "О пользе книг церковных в российском языке" - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях ("высоком", "посредственном", "низком") к русскому языку и жанрам русской литературы.
Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире М. В. Ломоносова.
В оригинальном по композиции стихотворении "Разговор с Анакреоном" сформулированы основные черты ломоносовской поэзии: гражданственность, патриотизм, признание мирной миссии России в современной политике, высокое чувство собственного достоинства поэта.
Незавершенная эпическая поэма "Петр Великий" должна была на историческом материале создать образ идеального монарха.
Сатирические сочинения М. В. Ломоносова - крупнейшее достижение русской сатиры: поэт отказался от портретного принципа и придал своей сатире обобщающую силу.
Написанные в духе классика римской трагедии Сенеки, пьесы Ломоносова "Талима и Селим" и "Демофонт" явились попыткой создания просветительской русской трагедии. Ломоносов является сторонником классицизма, опирающегося на античные традиции
1765 г. - М. В. Ломоносов умер.