Работа Марковой Ольги, ученицы 10а класса МОУ СОШ № 31.
«Гончаров Иван Александрович в Якутии. Страницы путевых очерков «Фрегат «Паллада»
И.А.Гончаров первый писатель, который ввёл в большую художественную литературу тему Якутии. Любому народу небезразлично, как оценивают его со стороны, ведь такие представления влияют и на его собственную самооценку. Сведения такого рода в исторической проекции носят чисто познавательный характер. К большому моему сожалению ни в одном музее Якутска нет экспозиций и сведений о том, что в нашем городе побывал и жил некоторое время великий русский писатель, не нашло это отражение и в топонимике города (в названии улиц)
Хотя в русской литературе 19 века уже звучала тема Якутии, но всё же надо отдать должное великому русскому писателю И.А. Гончарову, который изложил свои впечатления о Якутии в своих путевых заметках. Именно читая его произведения, читатель впервые подробно и объективно узнал об этом крае; о людях, которые населяют его, укладе и быте коренных жителей; как приспосабливаются к экстремальным непростым условиям севера поселенцы, внося свой огромный вклад в развитии экономики, культуры.
1891 году вышли очерки “По Восточной Сибири. В Якутии и Иркутске”. Эти главы вошли в состав книги «Фрегат «Паллада». Из непритязательных писем и путевых заметок сложилась великая книга. Жанр произведения – путевой очерк. Седьмая глава произведения называется «Обратный путь через Сибирь» Это история земного пути писателя, который пересёк Россию с востока на запад, пешком, в повозках, на лодках и верхом.
Возвращаясь из путешествия в Петербург, И.А. Гончаров пересек Якутскую область с севера-востока на юго-запад. Он останавливался на станциях Аянского казенного почтового тракта, проехал Амгинскую слободу, посетил Якутск, затем, плывя по реке Лене, проехал станции Якутско-Иркутского тракта и Олекминск и дальше к Иркутску.
Одна дорога через тайгу и болота, через каменистые отроги и перевалы, через студеные реки не раз повергает в изумление и заставляет подумать о тех, кто живет в этом краю, слывущем “безымянной пустыней”. «Он пустыня и есть. Не раз содрогнешься, глядя на дикие громады гор без растительности, с ледяными вершинами...” - признается писатель. И при этом, рассказывая, что всюду путешественника встречает кров и очаг, не удержится воскликнуть, вопрошая: “Увы! Где романтизм?”
Он показывает тех, кто одолевает эту природу, кто на этих землях обжился, обустроился, занимается хлебопашеством, в поте лица своего добывает хлеб насущный.